RU EN
К списку новостей
18 мая 2017

Семейное путешествие в Арктику

Новый музей Архангельска ждет посетителей

Полтора месяца назад в Архангельске открылся для посетителей Музей художественного освоения Арктики имени А. А. Борисова.

И что такого, возможно, скажете вы, ему уже полвека!

И все же, за последнее время он преобразился настолько, что просто не узнать. Поэтому уверенно можем сказать – в Архангельске открылся новый музей, оснащенный на самом высоком технологическом уровне. Так что совершить своеобразное увлекательное путешествие в Арктику теперь можно, не выезжая из города. Попробуем?

Моему семейству идея понравилась, тем более что младшие его представители здесь вообще еще не были, а старшие в последний раз – лет пятнадцать назад.

Как театр начинается с вешалки, так и музей начинается с фойе. Небольшое, но достаточно уютное, оно исподволь готовит гостей к тому, что им предстоит увидеть дальше. В витринах с сувенирами – северные изделия из кости, книги об Арктике, художественные альбомы, тематические наборы открыток. Но пока взгляд лишь скользит по всему этому многообразию: дети и взрослые ждут обещанного чуда.

– Мама, а я без кофточки не замерзну?

– Не должна, тут тепло.

– Но ты же сказала, что мы пойдем в Арктику!

– Не переживай, это будет особая Арктика, художественная.

Нашим провожатым по залам музея в это вечер стала заведующая отделом Ксения Мацегора. Не знаю, как ведут рассказ другие экскурсоводы, но если так же, то и для вас, и для ваших детей поход в этот музей станет незабываемым...

Найти путеводную звезду

arh19 17 27 4232c

Фото: Ирина Овчинникова

Первый на пути – зал временных выставок, где как раз монтировали очередную. Что ж, рабочие нюансы жизни музея, мимо которых, казалось, мы просто прошли, все-таки запомнились малышне: они быстро сообразили, что картины на стены развешивают не просто так, их сначала расставляют, сочетают друг с другом и интерьером, чтобы лучше смотрелись. Честно говоря, не ожидала, что они это вообще заметят.

И наконец вот они, архангельские ворота в Арктику. Здесь шумит ветер, навстречу по льдинам выходит белый медведь, переливается северное сияние... Суровая красота. А над головой – звездное небо. Дети сразу включились в предложенные обстоятельства и почувствовали себя отважными мореплавателями и так радовались, когда отыскали Полярную звезду!

arh19 17 26 6c507

Фото: Ирина Овчинникова

И музейные экспонаты уже показались им не странными штуками за стеклом, а предметами увлекательного изучения. Вот модель поморского судна: где здесь можно было укрыться от ветра, куда складывали пойманную рыбу? А загадочная карта на стене с необычными рисунками? Оказывается, именно так представляли себе люди мир в XVIII веке: русский царь, грозящий кулаком врагам, чудные морские животные, поморы с лодками, мирная торговля на Севере.

Вот и первые в экспозиции работы Александра Борисова – художника, которого не пугали трудности, который мечтал совершить путешествие в Арктику...

Первый зал постоянной экспозиции рассказывает о детстве и юности художника, о жизни крестьянской семьи под Красноборском. Смысловой акцент – кусочек деревенской избы с утварью и красноборские пейзажи Борисова на стенах.

– Ух ты, какая там природа красивая!

– Правда, что мальчик учился читать при керосиновой лампе? И его не заставляли?

Мечты сбываются

А будущий художник действительно очень хотел учиться. И первой его школой стала иконописная мастерская на Соловках. Затем были Академия художеств в Петербурге и уроки мастерства у знаменитых художников – Шишкина и Куинджи. Пока взрослые гости музея изучали влияние этих мастеров на работы молодого Борисова, его ранние лесные и арктические пейзажи, представленные здесь, дети с восторгом рассматривали его ученические рисунки и стоящие рядом скульптуры, с которых они делались.

– Смотри, а голова – как настоящая, все-все прорисовано.

– Вот бы и мне так научиться!

И тут же переключают внимание на иконы XVII века: тонкое письмо, сюжеты из жития святых Зосимы и Савватия... Кстати, представленные здесь иконы из фонда музейного объединения раньше хоть и выставлялись, но в постоянной экспозиции никогда представлены не были.

Между тем наше путешествие продолжается, и в следующем зале постоянной экспозиции мы отправляемся вместе с Александром Борисовым в полярную экспедицию.

И вновь айсберги, вьюга и прочие звуковые и видеоэффекты заставляют поежиться от арктического холода.

– Когда мальчик вырос и стал художником, его мечта сбылась и он поехал в Арктику?

– Да, и там много рисовал.

Девчушка первым делом принялась изучать воспроизведенный в зале кусочек дома художника на Новой Земле.

И главной загадкой стал огромный сундук: понадобилось немало времени и подсказок, чтобы современные дети догадались, для чего он был нужен. Зато ее брат не мог глаз отвести от «живой карты», по которой шагают путешественники, пробегают северные олени, проплывают парусники.

arh19 17 13 f5709

Картина Александра Борисова

И опять по-новому заиграли арктические сюжеты Борисова. Гармонично вписанные в интерьер, они его будто оживляли. И дети и взрослые по достоинству оценили белого медведя, вышедшего на охоту лунной ночью, и бытовые сюжеты из жизни ненцев. Но особое впечатление оставило огромное полотно, названное художником когда-то «В стране смерти». Говорят, по примеру царя Николая II картину пожелали приобрести многие ценители живописи, так что художник сделал несколько ее копий. И если первую картину купил государь, то вторую работу Борисов написал специально для архангельского музея.

Мировая слава

Поднимаемся на второй этаж, как будто выходим из трюма на палубу. И здесь мы видим: к художнику пришла мировая слава. Вена, Лондон, Париж, Прага, Мюнхен, Берлин, Венеция – представлены города, где проходили выставки Борисова. И выставлены картины из золотого фонда – именно те, которые видели в Европе. О Борисове много писали, награждали орденами. Он даже ездил в Америку, где встречался с президентом Рузвельтом, показывал ему свои работы. Но доподлинно неизвестно, была ли там выставка для широкого зрителя.

Какое-то время Борисов жил в Европе, но очень любил свою родину и построил себе дом под Красноборском. И в следующем зале мы попадаем в рабочий кабинет художника: здесь шахматы, книги, картины и даже фисгармония, которая зазвучала для юных посетителей. Тут мы узнали, что Александр Борисов был не только художником, он разрабатывал план строительства северных железных дорог, трудился над созданием курорта...

Завершает прогулку по Арктике зал, где представлены жизнь и быт народов Севера: ненецкая национальная одежда, чум, предметы быта – люльки, сумки, куклы. Все предметы подлинные, попали в музей в середине ХХ века. Здесь же – работы художника Тыко Вылки, который писал Арктику, тундру по-особому тепло: ведь это был его дом.

И еще один сюжет, который сейчас как магнит притягивает посетителей всех возрастов в музей Арктики: до конца июня в музее гостит мамонтенок Люба. Но даже если гости изначально приходят посмотреть лишь на это древнее чудо, добираются к ней через все залы экспозиции и понимают: такого уникального музея в Архангельске еще не было, да и за его пределами тоже. И свидетельство тому – многочисленные записи, оставленные в книге отзывов.

Полвека от идеи до открытия

Говорят, идея создать музей появилась 50 лет назад, когда отмечали 100-летие со дня рождения Александра Борисова и организовали выставку из фондов Архангельского музея изобразительных искусств. На тот момент еще совсем недавно возглавившая музей Мая Миткевич сказала, что, имея такую коллекцию, не мешало бы создать музей художественного освоения Арктики. В 1997 году благодаря настойчивости Маи Владимировны музейное объединение «Художественная культура Русского Севера» получило здание на Поморской, 3 – архитектурный памятник XIX века «Торговый дом с каретным сараем». Тогда здесь открыли что-то вроде временной выставки, которая так и осталась на долгие годы. Но от идеи создать настоящий музей Мая Владимировна не отказалась.

Проект «Музей художественного освоения Арктики» поддержали Министерство культуры РФ и руководство области. Была проведена реставрация архитектурного памятника, в 2008 году подготовлен художественный проект основных разделов экспозиции и оборудования. Конкурс на создание сценарной и художественной концепции экспозиции будущего музея выиграла московская студия «Музей-дизайн».

И в 2013 году открылся один из залов будущего музея – тот, что посвящен культуре ненецкого народа.

Финансовую заботу о музее взяло на себя и ПАО «Севералмаз», дочернее предприятие АЛРОСА. Благодаря поддержке меценатов спустя еще четыре года в Архангельске, наконец, появился этот уникальный музей.

Среди разнообразных российских музеев арктической направленности он единственный, где Арктика стала предметом не научного исследования, а художественного освоения. Что вполне оправданно: ведь родоначальником заполярной темы в изобразительном искусстве стал талантливый русский художник, наш земляк Александр Алексеевич Борисов (1866–1934).

Теперь каждый посетитель музея сможет увидеть Арктику его глазами. Придя в музей, он попадает в особую атмосферу, проходит по жизни художника, в канву которой много чего вплетено: быт крестьян Русского Севера и культура Соловков, Европа начала ХХ века и, конечно, холодные и прекрасные просторы Арктики.

Что ж, создание нового музея в наше время вообще явление редкое, а такого, как музей художественного освоения Арктики, – еще и уникальное.

P. S. Весь вечер брат с сестрой то и дело вспоминали что-то из увиденного в музее, взялись рисовать корабль во льдах и белого медведя. На следующий день о «живой карте» и «снежных северных картинах» знала уже вся группа детского сада. А Музей художественного освоения Арктики ждет юных северян и их родителей. Поверьте, вы не пожалеете!

arh19 17 29 e7857

Фото: Ирина Овчинникова

Из книги отзывов

«Поразительные картины А. А. Борисова, очень искусно оформленный интерьер музея, прекрасная экспозиция».

«Совершенно другими глазами посмотрела на Арктику благодаря картинам А. А. Борисова. Бесподобны картины зимнего леса. Спасибо музею за интересную и познавательную выставку».

«Первый раз в музее после ремонта. Были очень впечатлены новшествами. Экспозиции получились информативными и современными. Спасибо за хорошие впечатления!»

«Спасибо огромное! Гордимся, что у нас есть такой замечательный музей!»


Источник Издательский дом "Двина"